Психологический Центр Играниум
Совершенно особенный человек в жизни ребёнка. Он не учит, не указывает дорогу, но безусловно принимает маленькую личность, верит в неё, знает, что ребёнок сам в силах принимать решения.
Кто это?
Игровой терапевт!
В его/ее кабинете обычные игрушки, он/она не показывает фокусов и дарит звезду с неба… А дети меняются в его/ее присутствии.
Почему?
У родителей много забот, других важных дел, решений, которые нужно принять - они физически и морально не могут (и не должны) поместить ребёнка в центр своей жизни.
На игровой сессии же ребенок в течение 45 минут получает 100% внимания игрового терапевта! И это для большинства детей - уникальнейший опыт.
Эмоциональная активность в процессе общения с ребёнком - вот что отличает игрового терапевта! Он вовлечён в игру, демонстрирует (особыми словами) полное принятие действий ребёнка, доверие к нему.
Время сессии - волшебная возможность для игрового терапевта погрузиться в мир ребёнка и удивительный новый опыт абсолютного принятия и уважения со стороны взрослого для ребёнка!
Около 90 специалистов прошли за 7 лет обучение на курсе «Игроанализ и игровая терапия». Если и вы хотите стать тем особенным человеком для детей - приходите на курс!
Ложечку за маму, ложечку за папу…
Еда - обязательное условие нашего существования.
Неудивительно, что дети активно играют в еду и с едой.
Конечно, игра игре - рознь. На что стоит обратить внимание во время таких игр?
На повторяющиеся действия, выбор игрушек и сюжетов. Если малыш один раз «сварил кашу» и угостил всю семью ею, возможно, он просто повторяет за мамой. А вот если он каждую игру упорно «варит кашу», кормит свои игрушки, вас, ест сам, это наверняка повод присмотреться.
Если ребёнок агрессивно кормит игрушки, пачкает кукол едой, это может быть сигналом для вас, что в садике так поступают с ним самим. Заставляют есть, наказывают за то, что не съел всю еду.
Это так же может быть проживание и проигрывание опыта, когда мама/папа/бабушка пытались накормить малоежку.
Если ребёнок из раза в раз кормит вкусняшками монстров, динозавров, крокодилов, возможно, это попытка задобрить реально существующего агрессора. Обратите внимание на окружение ребёнка.
Если же малыш кормит игрушки чем-то ну совсем не съедобным, это в полной мере демонстрирует его отношение к человеку из реальной жизни, которого олицетворяет игрушка.
Если ребёнок во время игры представляет едой… маму (да-да, так и говорит: «Мама, я тебя съем»), значит ему настолько вас не хватает, что он хочет поместить вас внутрь себя и всегда иметь вас рядом.
В если в играх участвует реальная еда, это тоже что-то значит с точки зрения Игроанализа?
Например, игра в пикник с настоящим печеньем и соком? Или если ребенок (лет в 5-7) просит налить настоящее молочко в бутылочку с сосочкой? Или если он сам ест то, что не должно быть съедено (💩, песок, например)?
Да! Через все это ребёнок пытается рассказать вам что-то крайне важное!
Очень подробно о еде в играх мы говорим на тренинге для родителей «Игроанализ - о чем играют дети»: я выделила целых два урока на эту тему!
Понимаете, да, насколько она важна?
Если вы прочитали пост и поняли, что есть повод пристально взглянуть на игру вашего ребёнка, напишите нам - мы проведём для вас онлайн консультацию
обучение родителей недирективной игровой терапии,
тренинг детско-родительских отношений,
возможность для родителей выстроить новые отношения с детьми,
пошаговый разбор, как лучше понимать ребёнка, как с ним общаться, как наладить сильную крепкую связь между ребёнком и родителями.
После этого тренинга каждый родитель сможет стать психологом для своего ребёнка.
А дети, играя с родителями в особые терапевтические игры, меняются, как после посещения психолога! Изменения могут быть даже ещё лучше, ведь ни один психолог не знает своих детей так, как родители!
Тренинг «Игровая терапия - игра сближает» пройдёт с 6 февраля 2022, по воскресеньям, с 10:00 до 12:00. Онлайн.
возможность понимать, что же ребёнок рассказывает вам в процессе игры,
возможность видеть символику детской игры,
понимание, про какой возрастной период ребёнок рассказывает вам через игру,
о какой важной теме идёт речь,
как он себя чувствует эмоционально, даже если не выражает никаких чувств и эмоций.
На тренинге вы увидите, что каждый выбор игрушки сопровождается определенными эмоциями, каждая игровая история содержит в себе глубокий материал, что происходило с ребёнком до сегодняшнего дня.
После тренинга вы сможете понимать, какие были первопричины того состояния, в котором ребёнок находится сейчас, какие были психологические или эмоциональные травмы, какие значимые события повлекли за собой череду трудных эмоциональных переживаний во время взросления ребёнка.
Тренинг «Игроанализ - о чем играют дети» пройдёт со 2 февраля 2022, по средам, с 10:00 до 12:00. Онлайн.
Как видите, эти два тренинга с одной стороны самодостаточны и интересны каждый сам по себе, а с другой - дополняют друг друга, как две стороны одной медали.
Продолжаю публиковать небольшие цитаты из книги Гарри Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений». Сегодня - о развитии отношений между игровым терапевтом и ребёнком:
«…Иногда мне казалось, что развитие отношений с ребенком похоже на поведение человека в совершенно темной комнате, в которой кто-то установил на высокой подставке прекрасную и необыкновенно ценную вазу.
Войдя в комнату, в которой царит кромешная тьма, я знаю, что ваза где-то здесь и хочу потрогать ее, чтобы понять, как она выглядит, и восхититься ее красотой. Я не бросаюсь в комнату, не разбирая дороги, и не начинаю шарить в поисках вазы. Не вытягиваю поспешно руки вперед, опасаясь, что случайно задену подставку или ценную вазу - ведь она от моего удара задрожит и рухнет на пол. Такое поведение просто немыслимо!
Я вхожу в темную комнату осторожно и сначала стою там, пытаясь определить размеры комнаты и привыкая к новой обстановке. Я стараюсь максимально сосредоточиться на том, чтобы почувствовать, есть ли в непосредственной близости от меня какие-либо предметы.
Немного привыкнув к темноте и соблюдая чрезвычайную осторожность, я аккуратно обследую комнату дальше. Мои движения медленны и осторожны. Постепенно перед моим внутренним взором возникает то, что я ощущаю и испытываю всем моим существом. Все во мне напрягается в стремлении почувствовать местоположение вазы. После нескольких безуспешных попыток найти ее я не меняю тактику - я знаю, что ваза где-то здесь и по-прежнему терпеливо ищу.
Я не форсирую открытие. Наоборот, сохраняю терпение и последовательность в попытках найти вазу.
Наконец, рука моя осторожно прикасается к чему-то. Я замираю - это она! У меня как будто падает гора с плеч - я испытываю радость, предвкушение встречи и любопытство: как она выглядит?
Потом я начинаю совсем осторожно прикасаться к вазе, так чтобы рука ощутила ее размер и форму и мысленно рисую себе эту вазу во всей ее красе…
Сходным образом мне хочется чувствовать и «ощупывать» эмоционально незащищенного ребенка».
«Привет, сегодня ты впервые пришел в игровую, где много игрушек, вода и песок. У тебя есть целых 45 минут. Это твоё время, которое ты можешь использовать так, как тебе захочется»
Каждый день я слышу эти заветные слова. Именно они погружают меня в волшебную сказку, которую придумывает каждый ребёнок, пришедший ко мне в гости. Вернее к нам, в нашу большую семью игрушек.
Забыл представиться. Меня зовут Грани. Я волшебный конь из скандинавской мифологии. Я несу сокровища дракона Фафнира, которого убил мой легендарный хозяин герой Зигфрид. Не верите? Иконы в Норвегии это подтвердят! Ииго - го.
Сегодня мои волшебные способности, отвага и бесстрашие по-прежнему нужны для исполнения важной миссии. Я верно служу игровой фее Виктории в замке «Играниум»!
Вместе мы уже много лет поддерживаем фантазии девочек и мальчиков, выбирающих самый сложный путь с испытаниями и сражениями. Вчера я мчался, как ветер, прыгая через овраги, уворачиваясь от стрел охранников двухглавого дракона. Немного опалив хвост горячим пламенем и потеряв золотой шлем рыцаря, мы спасли принцессу и освободили полцарства от гибели. Виктория говорит, что наш подвиг - это больше, чем игра, это все по-настоящему!
Когда моему всаднику не достаёт смелости подойти к друзьям и предложить игру, когда он ожидает, что другие отвернуться от него, то меня, отважного коня, призывают преодолеть страх и сомнение, испуг и отчаяние.
Мы бросаемся в бой, проходим жуткие и страшные испытания, не сдаёмся, пробуем вновь и вновь. Ребёнок понимает, что ему всё по плечу. Сила и уверенность после победы над чудищем остаются навсегда в ребёнке, их уже не искоренить. Ведь все подвиги, совершенные в «Играниуме», и есть те сокровища, за которыми к нам приводят своих детей любящие родители.
В центре игротерапии я не один служу детям, есть и другие соратники! Нас объединила Виктория, хранительница детского бессознательного мира. Мы семья, окрыленная игрой.
До новых встреч!
Ваш доблестный конь Грани. Ииго-го.
Приводите ребёнка к игровому терапевту на сессию недирективной игровой терапии.
Слышали когда-нибудь о таком направлении в детской психологии?
Игровому терапевту не нужны словесные ответы ребёнка. И диагностика, и терапия проходят в игре!
Все дети играют, согласны? И здоровые, и с хроническими заболеваниями, и с психологическими травмами, и с особенностями развития…
Все дети, играя, рассказывают свои истории! Игрушки для них - это слова, а сюжет игры - речь.
Предлагаем вам посмотреть на игровую терапию глазами детского психолога и игрового терапевта Виктории Гончаровой, @igranium!:
«Представьте себе нечто, обладающее уникальной терапевтической силой. Что-то, что позволяет нам, взрослым, разгадывать тайны детской души. Что дает ответы на главные родительские вопросы: «О чем сейчас думает мой ребёнок?» и «Чем я могу ему/ей помочь?» Все это - игра. А точнее, недирективная игровая терапия - удивительно эффективное направление в детской психологии.
- Какую игрушку купить ребёнку с нервными тиками и склонностью к мастурбации?
- О чем говорят ежедневные просьбы «Мама, купи»?
- Ребёнок дерётся, кусается, не слушается, грубит - что делать?
- Как помочь ребёнку с агрессивной ревностью к младшему братику или сестренке?
- В какую игру играть с ребёнком, у которого энурез?
На все эти и множество других вопросов отвечает недирективная игровая терапия и игроанализ, о которых я рассказываю в своём аккаунте @igranium!».
Страх - это внутреннее ощущение, возникающие в ситуации потенциальной опасности. Это также природный инстинкт, благодаря которому человечество выжило. Можно сказать, что страх выполняет защитную функцию.
Но бывают ситуации, когда страх мешает, ограничивает свободу, разрушает. Чаще всего такой страх необоснован, нагнетается самим человеком.
И родительские страхи в большинстве своём именно такие.
Мы тревожимся о здоровье детей, боимся оказаться плохими родителями, переживаем, справятся ли наши дети с жизненными сложностями, будь то адаптация к детскому саду, новые знакомства в школе или неудачи в спорте.
Конечно, эти тревоги вполне обоснованы и живут в сердце каждого родителя. Но если они мешают вам жить, становятся причиной чрезмерных ограничений в вашей жизни и жизни ребёнка, то это разрушающие страхи.
Разумеется, речь в посте не идёт об объективно опасных ситуациях.
Дорогие родители, призываю вас, не позволяйте страху решать за вас, разрушать вашу жизнь и жизнь ваших детей!
Энкопрез - это недержание кала, неспособность ребёнка контролировать акт дефекации
Причиной энкопреза может быть дисфункция внутренних органов. В этой ситуации необходимо обращаться за помощью не к психологу.
У психолога, игрового терапевта. А во время терапии важно не ругать и не наказывать ребёнка за испачканные штаны. Относится к нему уважительно, по-доброму. Избегать возникновения травмирующих ситуаций. В идеале не стоит зацикливаться на этом, не создавать у ребенок комплекс неполноценности. Относиться к нему, как к здоровому, не делать скидку на болезнь, позволяя ребёнку не выполнять свои ежедневные обязанности. Но будьте добрее и терпеливее
Энкопрез, по сравнению с энурезом, встречается реже. Поэтому о нем меньше говорят сами психологи, родители сильнее пугаются при возникновении заболевания. Призываю вас не паниковать, а своевременно приходить на терапию!
Тема отношений ребенка с водой, большой (море, река, бассейн) и малой (ванна, душ, раковина), летом становится ооочень актуальной.
Почему некоторые дети боятся мыть голову, категорически отказываются мыть руки, принимать душ, заходить в море, плавать в бассейне?..
Почему дети могут бояться воды?
Вопрос один, а ответов множество - у каждого малыша своя причина.
Один писается ночью. Чувствует недовольство родителей тем фактом, что просыпается мокрым. И, конечно, днём всеми силами старается остаться сухим.
Я мокрый vs я сухой.
Другой, постарше, посмотрел фильм про акул. Впечатлился до такой степени, что теперь воспринимает море, как место, в котором водятся опасные для жизни организмы.
Я в опасности vs я в безопасности.
Третий не видит в «большой» воде опоры, не чувствует уверенности в своих силах в противостоянии со стихией.
Я маленький и слабый vs вода может меня поглотить.
Если ребёнок боится воды, очень важно разобраться в причинах возникновения страха. Чтобы сделать верные шаги по решению ситуации.
Игровой терапевт, обладающий навыками игроанализа, может помочь не только определить первопричину боязни воды, но и помочь справиться со слишком яркими переживаниями🏻
В сториз даю небольшие практические рекомендации, что делать, если ребёнок боится воды.
Поделитесь, сталкивались с боязнью воды у детей? Что делали? Что вам помогло?
Ребенок накапливает впечатления, эмоции, отношения, о которых не всегда может сказать.
О чем-то говорить нельзя вообще; сильные чувства могут быть под прямым запретом:
О чем-то говорить не запрещают, но выразить чувство в словах может быть сложно по разным причинам:
Что-то ребенок не может сказать, поскольку не всегда понимает, что с ним происходит. К этому могут относиться:
Не каждый взрослый умеет говорить о своем состоянии. Дети делают это через игру - она не требует слов, связана с проблемной ситуацией через посредников (игрушки, сюжеты), имеет оправдание «это все не по-настоящему».
Игра может шокировать, и тогда родители останавливают ее, говоря так не играют, так нельзя. Нельзя отрезать кукле голову, разрушить дом из лего, пнуть мяч брату в лицо. Иногда запреты ставятся раньше: не каждый родитель готов играть в «ссору» между Барби, быть «жертвой» кровожадной акулы, раз за разом проигрывать в нечестном соревновании. Безопасность и законы этики сохраняются, но эмоции не находят выхода.
Игровой терапевт замечает, на что направлена агрессия - на игрушки, терапевта или на самого ребенка. У игрового терапевта хорошая выдержка, он готов к непростым зрелищам и к тому, что ребенок сам решает, как поступить, какой конец нужен его сказке. Хочет он быть победителем, уничтожившим врага, или в положении чудовища, разрушающего все на своем пути, или директором, ставящим и учеников, и учителей в угол? Или он мышка перед зубами кошки, жертва сокрушительного урагана, Золушка при злых сестрах?..
Игровой терапевт может быть для ребенка таким зрителем и соучастником, который ему нужен, чтобы решить накопленные сложности. И заодно - безопасным посредником между семьей и эмоциями ребенка: в игровой комнате можно выпустить пар, тогда как дома не стоит.
К врачу без страха.
С рождения ребёнок проходит много медицинских обследований. В начале, когда он совсем маленький, маме легче его успокоить. Но малыш вырастает и бывает непросто уговорить его пойти к доктору. Может возникнуть страх врачей. Наилучший способ справиться с таким страхом у детей — это психологический метод «игровая терапия».
Дети на занятиях имеют возможность разыгрывать медицинские процедуры, особенно уколы.
Ребёнок может сам превращаться в доктора, а пациентом часто становится психолог или игрушка. С помощью игрушек ребёнок выражает все переживания, которые испытывал он сам — страшно, больно, невозможно сопротивляться, беспомощность, гнев.
Когда ребёнок впервые проходит медицинскую процедуру, в этом может быть много тревоги, ощущения неожиданности. Всё это он может отражать в игровом сюжете: «Крокодил шел на день рождения, а попал на гастроскопию».
Почему игра помогает? В игре ребёнок главный. Игра возвращает чувство уверенности и контроля над собственной жизнью, а значит, снижает тревогу. Появляется возможность справляться с эмоциями, реагировать более зрело эмоционально. Игрушки, которые помогают в этом:
Всегда рассказывайте о том, что ждёт ребёнка у врача, объясняйте для чего лечение, говорите, что доктор добрый. Если Вы точно знаете, что процедура болезненная, не обманывайте. Обязательно предупреждайте об этом. Но говорите, что мама рядом. В случае обмана, ребёнку будет так же больно, но пострадают ваши отношения.
Проигрывайте дома, как всё будет проходить, как вы будете поддерживать, жалеть и успокаивать. Меняйтесь ролями в игре. Следите за тем, чтобы ваши эмоции в игре не были слишком интенсивными и не напугали ребенка.
Обязательно играйте дома, но если у ребёнка уже сформировался страх врачей, нужна помощь профессионального игрового терапевта.
Памятка для родителей.
Родителю лучше просто сказать: «Ну что, теперь пошли домой/гулять/в магазин» «Давай собираться»
Лучше НЕ спрашивать: «Хорошо поиграли?» «Во что ты играл сегодня?» «Я слышал (а) как ты играл в куклы/паровоз/машинки». В игровой ребёнок делится своими чувствами, как взрослые на психологической консультации, и эта информация конфиденциальна. О том, как продвигается терапия Вы можете узнать на специальной встрече.
Опишите то, что видите на рисунке «Здесь ты раскрасил синим. А вот тут домик, облака, к домику ведёт тропинка». Избегайте оценки того, что ребенок сделал — «Молодец! Очень красиво!». Важным принципом игровой терапии является принятие ребенка таким, какой он есть.
— Играть в зоне ожидания. Важно, чтобы ребенок долго не оставался в зоне ожидания, а всё же возвращался в игровую. Проговаривайте «Время идёт, ещё есть 15 минут и ты можешь вернуться в игровую»
— Попить чай или поесть что-то в зоне ожидания. «Ты хочешь попить чай, но сейчас время для игры. В это время детки не пьют чай, а играют в игровой. Ты сможешь попить чай после игры»
— Оставаться и общаться в зоне ожидания. Ваше общение не должно быть длительным, старайтесь не вступать в диалоги. Говорите: «Тебе очень хочется остаться со мной, но у тебя есть ещё время для игры, и ты можешь вернуться в игровую».
Самый популярный вопрос нашему администратору и специалистам. Чаще всего родители думают, что это развивающие занятия или игровая комната, где ребенка можно оставить на время под присмотром, как в торговых центрах…
Но игровая терапия никакого отношения к этим домыслам не имеет.
Основная задача игрового терапевта - создать такие отношения с ребенком, в которых он мог бы раскрыться, обрести уверенность в себе, справиться с переживаниями и агрессией.
Чтобы родителям стало сразу понятно о чём идет речь, представим… Взрослый человек с внутренними переживаниями, проблемами обращается к психологу. На приеме с помощью специалиста он «выливает» весь негативный внутренний «багаж», освобождаясь и распутывая по ниточкам внутренние конфликты, отношения с людьми, жизненные проблемы и неурядицы.
А теперь малыш, ребенок. Даже у самых маленьких есть переживания, неуверенность, ревность, обиды… И это далеко не полный список того, что переживают дети. Но они еще не могут разобраться в своих чувствах, и уж тем более справиться с ними в одиночку. Они не могут нам рассказать почему плохо себя ведут или замыкаются потому, что сами еще не понимают что же с ними происходит.
И тут на помощь нам приходит игра. Для неё необходимо безопасное пространство, наполненное всевозможными символичными игрушками, масками, одеждой, приспособлениями, водой, песком и не только, и конечно специально обученный игровой терапии психолог. Нет, он не будет развлекать ребенка играми, предлагать ему сценарии.
Игровой терапевт будет доброжелательным чутким взрослым, отражающим его чувства и действия, увлеченным игрой ребенка, и приглашенным в нее только по просьбе самого малыша. Он не будет его ограничивать в выражении чувств, эмоций, фантазии, за исключением безопасных границ. Дети вместо рассказов о своём внутреннем мире проигрывают его так, как чувствуют - становятся пиратами, продают продукты в магазине, становятся русалочками или устраивают столкновение машин и аварии, строят песочные замки или роют траншеи… Игровой терапевт обучен понимать язык игры и чувств ребенка. Он помогает ему избавиться от внутреннего негатива и обрести гармонию, интерес к творческому решению жизненных проблем.
Расстройства аутистического спектра (РАС), к сожалению, встречаются всё чаще.
Дети с аутизмом испытывают трудности в игре и общении, установлении контакта. Им сложнее: использовать воображение, насыщать игру новыми деталями, действовать спонтанно, следовать общему игровому сценарию.
Для детей с РАС характерны:
Для помощи детям с РАС часто используются методы, основанные на общении при помощи речи. Но существующие исследования и практический опыт всё больше подтверждают эффективность игровой терапии.
Игра - естественный путь помощи детям. Особенно тем, кто ещё не достаточно хорошо освоил мир слов. Погружаясь в игру, ребенок может быть собой, свободно себя выражать и меняться в собственном темпе. Часто детям с РАС требуется больше времени для того, чтобы освоится в пространстве игровой, сделать первый шаг в мир своих переживаний и начать общение. Вовлечь ребенка помогают разнообразные игровые материалы, а так же терпеливое и бережное отношение терапевта ко всему, что происходит в этот момент. Ребенок с РАС может ощущать себя не таким как все, чувствовать замкнутым в круге нарастающих трудностей и проблем.
Благодаря игровой терапии у детей с РАС:
В зависимости от уровня актуального развития ребенка рекомендуются индивидуальные или групповые занятия.
Я детский психолог, игровой терапевт, мои игровые встречи с детьми можно сравнить с массажем детской души.
МЕСТО
Мы все ещё в специально оборудованной игровой комнате.
Вместе с ребёнком мы сделали первый шаг в его внутренний мир и его переживания. Словно по массажной дорожке, играя в желаемый сюжет и распознавая свои эмоции, преодолевая колкий, но полезный путь, мы двигаемся дальше. Стопы ребёнка окрепли и он смело шагает в бессознательные процессы, заручившись поддержкой игрового терапевта.
ВПЕРВЫЕ
Я начинаю психологический массаж тела. Для этого я использую не руки, а свой голос. Ребёнок впервые обращает внимание на своё тело, слушая о том, что с ним происходит. Его внутренний взгляд переходит из одного места в другое. Это происходит за счёт того, что я, сопровождая ребенка в игре, называю его действия.
ТЕЛО
Ребёнок начинает ощущать свое тело, как единое целое. Оно становиться более послушным и понятным. Ребёнок концентрируется на приятных и неприятных ощущениях. Игра даёт возможность включить свет во всех окошках своего тела - домика.
Это происходит по схеме:
действие ребенка в игре - слова психолога - концентрация внимания ребёнка на части тела = это одно массажное действие!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Ребёнок переключает внимание на разные участки своего тела, а происходит это так:
Когда проработаны правильными массажными словами основные части тела, то можно двигаться дальше.
О том, что и как говорить ребенку во время игры для проработки тела, можно узнать на моём курсе для родителей "Игра сближает", который будет проходить в онлайн формате.
Я детский психолог, игровой терапевт и я занимаюсь массажем детской души.
МЕСТО
Однако в игровой комнате вы не увидите массажного стола и ароматных масел, вы увидите игрушки, песок, воду и карандаши. Это те инструменты, которые мне необходимы для мягких прикосновений к детским эмоциям.
ВПЕРВЫЕ
Прежде чем начать классический массаж всего тела ребенка важно оценить насколько правильно сформированы его стопы. В игровой терапии, на диагностической встрече происходит такая же оценка сформированности внутренней опоры, насколько твердо и уверенно ребёнок "стоит на ногах". Может ли он самостоятельно справиться с теми трудностями, с которыми обратились его родители.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Он самый важный! Это установление доверительных отношений между ребенком и психологом. Когда ребенок проверяет психолога на прочность, контролирует его, запрещает что - то делать или говорить. И только так ребёнок может удостовериться в том, что именно этому человеку можно раскрыться и рассказать о самых болезненных и давно беспокоящих местечках своей детской души.
ИГРОВАЯ КОМНАТА
Рассказ о собственной жизни ребёнок начинает, выбирая игрушки, которые могут символизировать любой этап его жизни или того человека, о котором хочется рассказать. Игрушки - это слова, которые выбирает ребёнок, а игровые сюжеты - это его рассказ о событиях из жизни.
Когда принято решение играть, начинается самое интересное!
Игровая терапия, как массажная дорожка для стоп, в начале которой все новое кажется интересным и радостным. Новые игрушки и новые возможности, завораживают и манят. И ребёнок с радостью шагает по ней без оглядки. И каково же удивление ребенка, когда такая яркая перспектива оказывается колкой дорогой с препятствиями. Ведь терапевтическая работа подразумевает не только приятные воспоминания и ощущения, но и тревожные сложные моменты. И в это время психолог использует расслабляющий массаж, при помощи слов и уютной атмосферы.
ЭФФЕКТ
Доверительные отношения установлены, внутренняя опора окрепла, ребёнок может преодолевать даже самые высокие и острые препятствия.
И мы можем продолжить наш массаж души.
Противопоказаний к массажу детской души НЕТ.
И не забудьте, что эффективный массаж может делать только профессионал!
Как научиться самостоятельно делать массаж души ребенка, вы можете узнать на моём курсе для родителей "Игра сближает", который будет проходить в онлайн формате.
В наш центр обратилась мама, просьбой помочь её дочке. Девочка замыкалась в себе, когда внешняя социальная активность становилась интенсивной и набирала обороты (школьный режим, домашние задания, дополнительные кружки). Девочка стремилась к изоляции, стеснялась, уклонялась от общения со сверстниками. Доверительные отношения с мамой превратились в глухую стену, через которую мама не могла достучаться до своего ребенка.
В начале терапии с психологом девочка, находясь в игровой комнате, также стремилась к замкнутости, не проявляла интереса к игре, не стремилась установить контакт с психологом. Её основным выбором в терапевтической игровой было надёжное укромное место, в котором она могла спрятаться, укрыться с головой, почувствовать всем телом свою изоляцию. Психолог все время была по ту сторону баррикады, олицетворяя тот мир, в котором ребенку было неуютно, тот мир, который воспринимался ребёнком как опасный и враждебный.
Но при этом она была не одна в своей изоляции. Задача психолога была в совместном переживании страшных моментов, в возможности выдержать все атакующие фантазии, в принятии ощущения, что она не одинока, что есть взрослый, который готов пойти с ней в теневую историю её развития. Важный момент в работе с психологом - это прикосновение с тому эмоциональному состоянию, которое страшит, от которого хочется спрятаться/ убежать, не думать о нём, не знать.
Психолог Макфадден описывает замкнутого и пассивного ребёнка как "прятальщик". Спрятанным может быть не только сам ребёнок, но и различные игрушки. Благодаря игровой терапии с психологом у девочки появилась возможность рассказать на символическом уровне и глубоко проработать свои страхи, которые совсем не хотелось осознавать, а тем более говорить о них. Именно такую возможность может дать недирективная игровая психотерапия, которая является нашей базой в работе с детьми и родителями.
Дальнейшая игровая терапия с девочкой меняла ее представление о своих внутренних силах, вместе с психологом они заботились о её желаниях, прикасались к уверенности и "удерживали её за хвост, который крепко наматывался на руку ребёнка".
Игра позволила девочке укрепить чувство уверенности в себе, столь нужное для выстраивания отношений с окружающим миром.
Отношения с мамой вернулись в теплое доверительное общение.
Желание спрятаться больше не посещало девочку.
Жизнь вновь заиграла яркими событиями, наполненными общением с друзьями и планами на большое будущее.
После завершение курса терапии у девочки останется возможность вновь встретиться с психологом, ведь это может быть важным для поддержания и закрепления уже полученных результатов. Новые поддерживающие отношения не обрываются, они остаются доступными, ведь игровой терапевт не замыкается в своём домике от ребёнка.
Игровая терапия, как метод и правда помогает справиться с различными запросами: эмоциональные проблемы у ребенка, общение со сверстниками, непослушание, сложная адаптация к переменам. Но все чаще родители обращаются с проблемой неуспеваемости детей в школе, отсутствия мотивации к знаниям, что порождает ряд детско-родительских конфликтов. В этом случае важно учитывать факторы возникновения и разработать эффективную стратегию решения для каждого ребенка индивидуально.
Еще будучи внутриутробно, ребенок начинает находиться под воздействием стресса – когда гормон кортизол передается ему от матери. Но если стресса слишком много и ребенок непрерывно продолжает испытывать его и после рождения, мозг привыкает быть в состоянии выживания. А это значит, что он усваивает только ту информацию, которую посчитает жизненно необходимой.
Рефлексы новорожденного развиваются еще внутриутробно. Они закладывают основу развития движения, позы и обучения. Но после 3х лет рефлексы должны интегрироваться. Иногда у детей, не имеющих видимых неврологических проблем, а также проблем с движением и речью обнаруживаются остаточные движения примитивных рефлексов. Оставшись в активном состоянии, рефлексы влияют и на двигательные умения ребенка (умение держать ручку/карандаш, сидеть за столом), и на организацию мозга, способность концентрироваться, усваивать информацию, запоминать и использовать ее.
У маленьких детей нет другого опыта, кроме своего личного. Поэтому взрослые могут только догадываться, что с ребенком что-то не так. И как раз трудности в обработке зрительной или аудиальной информации могут быть последними, на что мы можем подумать. Ребенок может не различать похожие между собой буквы, или менять их местами при письме. Поэтому нужно не игнорировать чувство усталости, быструю истощаемость у детей, обращать внимание, когда они часто трут глаза, и на состояние глаз и ушей.
В наше время дети предпочитают телевизор и гаджеты подвижным играм на улице. Кроме этого сейчас и в школах очень мало времени уделяется физической активности, пытаясь вместо этого добиться спокойного сидения и контакта глаз, игнорируя реальные потребности детей и их индивидуальные особенности, в том числе и к обучению. Есть исследования, доказывающие, что движение помогает усвоению информации. Ведь моторная кора связаны с фронтальной областью мозга, которую они стимулируют во время движения. А мозжечок при движении вырабатывает дофамин, способствующий мотивации, вдохновению, естественному подкреплению обучения.
Сейчас дети потребляют огромное количество углеводов и сахара, тогда как для успешного обучения необходимы белки – строительный материал; и жиры – материал для лучшей работы нервных клеток. Неправильное питание истощает детей, неблагоприятно влияет на их иммунную систему и стрессоустойчивость.
Но какой бы проблема изначально не была, по моему опыту игровая терапия всегда помогала ребенку на пути к себе вместе с другими методами. Изменения это всегда тяжелый труд, вызывающий ряд эмоций, страхов, сопротивление и конфликты: как межличностные, так и внутриличностные. Поэтому важно достигать этих изменений с осознанным проживанием, с усвоением новых более эффективных форм взаимодействия, реагирования и поиском решений. А именно этим ребенок и занимается, приходя на сеанс игры.
Очень волнующим для родителей, являются детские навязчивые движения. К ним могут быть отнесены патологически привычные действия и тики, которые следует различать, чтобы оказать эффективную помощь и поддержку.
Патологически привычные действия (при отсутствии у детей органических нарушений, шизофрении, депрессии, психического недоразвития) большей частью имеют под собой психологические причины, психотравму хроническую или ситуативную (внутриличностный конфликт, нарушение детско-родительских отношений, скандалы в семье, сложности при взаимодействии в детском коллективе).
Проявляются в виде болезненной фиксации тех или иных произвольных действий: сосание пальца или одежды, обкусывание ногтей, допубертатная мастурбация, выдергивание волос, раскачивание головой и туловищем. Здесь важная помощь ребенку будет заключаться в коррекции детско - родительских отношений, игровая терапия, арт-терапия, поведенческая. Насыщение сенсорной сферы: тактильной, зрительной, слуховой. Ритмические движения, качели, музыка. Нервные тики, имеют другие механизмы протекания и представляют собой ошибочные импульсы от головного мозга мышечным структурам. Причиной этому могут служить органические поражения головного мозга, физические и эмоциональные перегрузки у чувствительных детей, стресс, неправильный рацион питания, генетическая предрасположенность, нарушение семейных отношений. В комплексной медикаментозной терапии будут показаны занятия с психологом и нейропсихологом (сенсомоторная коррекция с использованием комплекса расслабляющих растяжек, дыхательных техник, самомассажа, ароматические ванны, упражнения улучшающие внимание, саморегуляцию.
Приглашаем родителей и детей на занятия с психологом и нейропсихологом в Центр "Играниум".
Сказки учат маленьких детей, что после свадьбы наступает "долго и счастливо". Вырастая, мы понимаем что настоящая жизнь может быть разной. Иногда семьи разводятся. И сегодня об этом.
Я замечала два противоположных варианта поведения родителей в таких ситуациях.
Одни всячески заботятся о благополучии детей, о том как правильно донести до них, почему мама и папа не могут быть вместе, рассказать о новой семейной ситуации.
Другие родители становятся вдруг врагами, их мысли занимают развернувшиеся "военные действия" (взаимные претензии, обиды друг на друга, тревоги о будущем). В таком состоянии взрослым бывает непросто позаботиться о себе самих, не говоря уже о детях.
И я знала семью в которой развод происходил по второму сценарию. Ребёнок, ещё недавно всеми обожаемый, купающийся во внимании, вдруг превратился в объект, который родители делили между собой. Не выдержав этого, девочка попала в больницу с инсультом, и из здорового ребенка превратилась в ребенка почти парализованного на одну сторону тела с проблемами речи, моторики.
Почему же так происходит? Чем может помочь игровая терапия в ситуации развода родителей?
Для ребенка развод родителей - потрясение, в результате которого его переполняют злость, тревога, страх, грусть, ощущение незащищенности.
Дети в ситуации развода берут на себя абсолютно невыполнимую функцию миротворца. Им хочется всячески воссоединить родителей, вернуть семью.
Мышление ребенка дошкольного возраста так устроено, что прежде всего он винит себя - наверное он что-то сделал не так, он какой-то не такой хороший, послушный. Дети загадывают желания Деду Морозу о воссоединении семьи (и если вдруг что-то меняется, ребенок верит, что это ОНО сбылось!)
Но, в действительности, изменить отношения взрослых непосильно маленькому мальчику или девочке. И тогда детские переживания переходят на уровень тела и становятся болезнями, неврозами, тиками, инсультом... А что ещё ТАК надежно объединит родителей?
Игровая терапия помогает детям справится с этой непростой ситуацией, проиграть её в принимающей, безопасной атмосфере. Даже если всё прошло гладко и благополучно, ребенку нужно время привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам, выплеснуть злость, пережить тревогу, научиться справляться со своими чувствами.
Часто дети разводящихся родителей на игровой сессии разворачивают целые войны, выстраивают армии; организуют безопасное пространство, строят крепкий дом, где прочно скрепляют стены...
Важно быть рядом...
«Поиграй со мной, послушай меня, хочу игрушку, пойдём в гости, давай дружить», - родители, как часто Вы слышите эти слова? Как много в них стремления, мотивации и уверенности, и кажется, их невозможно утолить, их всегда много. Так кто же может и должен заполнить бездонное детское «ведёрко» с желаниями? Действительно ли они адресованы Вам?
Предлагаем вашим деткам «обменять и наполниться» общением и эмоциями со своими сверстниками.
Мы пойдём по самому удобному пути, который знают дети, и которым владеют в совершенстве. Этот путь – ИГРА, пропитанная вниманием, пониманием и принятием внутренних состояний каждого ребёнка.
Занятия игровой терапией – это особое время, когда дети, свободно играя друг с другом и детским психологом, используют игрушки и придумывают игровые сюжеты, для выражения своих переживаний и чувств.
Игровая терапия способствует личностному росту детей, помогая им лучше узнать себя и других.
В это особое время у детей развивается:
Дорогие психологи, у нас с вами непростая задача, играя, спасти мир. Мир детской души, наполненный разными персонажами, чувствами и событиями. Сегодня это будет игра взрослых, которые помогают детям разобраться с проблемами в поведении, общении, со своими эмоциями. Мы понаблюдаем за тем, как учатся исцелять игрой детские психологи. Я вас зову с собой, покажу, что это возможно. Для этого нам понадобиться игровой кубик, каждый раз, выбрасывая его, мы будем видеть, одно и тоже событие, но с разных сторон. Тем самым раскрывая всё более глубокий смысл происходящего в нём события. Бросаю кубик!
Обеими руками я крепко вцепилась в тугой надутый меч, ярко раскрашенный цветами российского флага. Его рукоятка выпрыгивала из моих рук при каждом ударе по тряпичному домику. Мечу удавалось проваливать крышу дома, раскачивать его стены в разные стороны, меч жил своей грозной жизнью, пока я рушила чужую. В домике жила принцесса, похитить которую было моей целью. В моих руках горела энергия, и её невозможно было остановить. Движения были быстрые и отрывистые, шлепки орудием громкие и смачные, крики победоносные и пронизывающие. Слиться с ролью отъявленного похитителя, рвущегося в бой и ломающего все на своём пути, оказалось на удивление просто. Этот боевой настрой каким-то невероятным фонтаном вырвался из моих рук. Казалось, что нет ему конца, он управляет мной, он всегда был мной, я и есть он.
Мне страшно! Розовый дом, в котором я сижу, рухнет на меня. Единственный выход закрыт. Мои руки немеют. Снаружи кто-то очень сильный и злой. Я не могу его остановить. Хочу кричать, остановить все это, открываю рот, но звука нет! Пытаюсь собраться с мыслями, вернуться в реальность. Я не принцесса, а взрослая женщина, сидящая в детском игрушечном домике, а рядом не монстр, а ведущая курса по терапии игрой. Ловлю её взгляд через маленькое окошечко в стене. Вся надежда на него. Выжидаю, ловлю взгляд, теперь не отпущу, кричу глазами «СТОП». Все затихает. Опускаю напряжённые руки с потолка, чувствую пульсацию и дрожь в каждом пальце. Я устала. Игра длилась вечность, целых 10 минут.
Какое облегчение, сбросить этот агрессивный вихрь, затаившийся во мне. Эта неделя выдалась непростой. Каждый второй клиент мальчик с агрессивными тенденциями или явной агрессией, направленной в мир. Дети - кленты, это потому, что я детский психолог, и моя работа заключается в общении с ними на самом понятном им языке, языке игры. Где игрушки это слова, а игра – речь. На этой неделе я вливалась в рассказы детей про «хотелки» разбить, разрушить, ударить, убить, уничтожить, умертвить, закопать и совершить прочие злостные деяния 12 раз. Каждая игра длиться 45 минут. Нехитрым умножением получаю 540 минут посвящения в Горца, Боевика, Дракона, Терминарора. Из груди рвётся крик: «РРРРррр-ааааААА».
Игровые действия проходят в Семейном психологичеком центре игровой терапии «Играниум». Два игровых терапевта сидят на мягком ковре в комнате с весёлыми рыжими лисичками на обоях. Невероятное количество полок с игрушками, разных видов и размеров. Одна поправляет длинные волосы, пытаясь удержать падающие мягкие стены в розовом домике – палатке. Вторая, получает по лицу своим конским хвостом, размахивая мечом, стоя на коленях около домика. А ещё 18 глаз психологов наблюдают за происходящей сценой. Глаза погружены в изучение недирективной игровой психотерапии, где и ребёнок, и взрослый может прожить важный кусочек жизни, эмоцию или ситуацию.
Проводя занятия с ребёнком, вы будите общаться с его родителями, которые возможно ещё не знают об исцеляющей силе игры. Поэтому очень важно рассказать им, что же такое игровая терапия. Игровая терапия – это психологическое направление терапевтической работы с детьми от 2 до 12 лет, с использованием особого набора игрушек. Детям не свойственно справляться со своими сомнениями, страхами, тревогами, как делаем это мы – взрослые: рассказывая близким или друзьям, точно формулируя свои проблемы, анализируя их, стараясь найти выход из сложной ситуации. Такие способы сложны. Детям помогают природное стремление к игре, детская спонтанность и бурная фантазия. В терапевтической игровой комнате все игрушки заряжаются детскими эмоциями. Каждая выбранная ребёнком игрушка, и то, как ребёнок играет с нею, может рассказать нам взрослым намного больше, чем ответы ребёнка на вопросы о самочувствии, делах, настроении. А ведь в раннем возрасте детки вообще не говорят! Зато активно играют. Играют, чтобы, снять колоссальную тревогу, которая не отпускает, словно приклеили её скотчем к штанам, или чтобы рассказать о том, что «я взрослый, я сам» и хочу стать независимым от мамы, или чтобы вернуться в своё младенчество, где было так спокойной и уютно на руках. В игре ребёнок возвращается на ранние этапы развития, где произошла фиксация актуальных проблем. Он проживает их вновь в игре, придумывает благоприятный сюжет. После терапии игрой, ребёнок получает энергию, наполняется положительными эмоциями и НОВЫМ представлением о своём прошлом, настоящем и будущем.
Обучение детских психологов игровой психотерапии, проходит через непосредственное проживание в разных ролях. Проверяются чувства, степень комфорта, внутренние противоречия, повышается компетентность в работе с разными темами, с которыми обращаются родители.
- Принцесса, роль жертвы (играющий психолог в домике, был непосредственно игровым терапевтом) выполнял игровые действия из придуманной ребёнком роли. В игре выяснилось, что для психолога переживать такой опыт не безопасно. Поэтому важным шагом в подготовке к работе с детьми было ощутить это на уровне эмоций и разобрать о возможные причинах онемения и невозможности остановить процесс, когда он явно угрожает быть травмоопасным для игрока. В обсуждении с психологом/принцессой, выяснилось, что похожие чувства она испытывала перед мамой в своём детстве, доминирующей и громкой. Вся дальнейшая работа ведущей была направлена на проигрывание этих эмоций, но при этом уже сама принцесса была тем, ребёнком, которому необходима поддержка игрового терапевта. Такой опыт даёт психологу возможность эффективнее работать с ребёнком со схожими проявлениями в совместных играх.
- Похититель, агрессивная роль (играющий психолог с надувным мечом из роли ребёнка), была показана самая энергичная и распространённая игра детей, в случае обращения к психологу с проблемой детской агрессии, направленной на детей, игрушки, взрослых или даже на себя. Взрослому удалось отпустить/слить/высвободить своих внутренних драконов. Важно прожить внутреннюю борьбу в реальном игровом действии.
Психолог делилась своими ощущениями после игры: «У меня будто выросли крылья, большие белые, с гладкими блестящими перьями, которые поддерживают меня до сих пор».
Получить такой опыт можно на базовом обучающем курсе для психологов
«Игровая терапия: практика и теория».
Курс состоит из 4 модулей:
1 - Недирективная игровая психотерапия: введение;
2 - Недирективная игровая психотерапия: анализ игры;
3 - Недирективная игровая психотерапия: диагностика и документация;
4 - Недирективная игровая психотерапия: терапевтический процесс
Подробнее можно узнать
по ссылке